Железные дороги в Индии монопольно принадлежат государственной компании Indian Railways. Общая протяженность составляет почти 70 тысяч километров. Ежедневно по железным дорогам в Индии перевозится больше 20 миллионов пассажиров, которых обслуживает почти два миллиона работников. Сеть индийских железных дорог по протяженности и объемам перевозок четвертая в мире и уступает только США, России и Китаю.
На железных дорогах, впрочем, как и везде в Индии, бардак. Как ходят поезда, почему существует расписание и как поезда добираются до пункта назначения — большая необъяснимая загадка. Все на железных дорогах Индии, кроме того, что поезда движутся по рельсам, отличается от того, что нам знакомо и к чему мы привыкли.
При этом странным образом получается так, что путешествовать по индийским железным дорогам легко и удобно. В процессе путешествия все особенности оказываются интуитивно понятными, а многие странности и отличия от привычных стандартов удивительно удобными и продуманными. По хорошему счету, для того, чтобы путешествие было максимально удобным и комфортным, необходимо разобраться в устройстве работы железных дорог Индии, особенностях билетов, вагонов и поездов. Это позволит найти подходящий вариант поездки тогда, когда никаких возможностей, казалось бы, нет; избежать неприятных неожиданностей и проблем в поездке, сэкономить деньги. Тем не менее, для незатейливого трипа достаточно знать лишь то, что изложено в приведенной ниже краткой инструкции.
РАСПИСАНИЕ
Расписание поездов в Индии постоянно меняется и практически никогда не соблюдается. Большинство поездов опаздывают как по отправлению, так и по прибытию. Расписаниям, которые вывешены на вокзалах, доверять не стоит. Достоверную информацию о поездах с ходу можно получить в агентствах, продающих билеты, на сайтах по бронированию железнодорожных билетов, в кассах и у бесплатных справочных стоек на вокзалах (их можно найти по вывеске «MAY I HELP YOU»).
NUANCE... Поезда в Индии очень часто опаздывают, подолгу стоят на странных безлюдных станциях, семафорах и разъездах. Если ваш поезд должен прибыть на станцию, например, в 4 после полудня, и вы рассчитываете найти гостиницу засветло — не надейтесь! Однако, не стоит волноваться - опоздания железнодорожного транспорта в порядке вещей, а потому все будут готовы принять вас в пункте назначения. Вас будут поджидать трансфермены или таксисты и рикши, в вашей гостинице персонал будет ворочаться в постели без сна, потому что этим поездом к ним часто приезжают гости, к тому же поезд опаздывает всегда примерно на одно и то же время.
NUANCE... Настоятельно рекомендуется установить всем, кто собирается в Индию или уже находится там установить приложение IndianRailway Offline TimeTable (Android) или альтернативу – Indian Train Alarm (Android | iOS) с поддержкой iOS. С помощью этих программ вы легко сможете узнать расписание движения поездов и построить свой маршрут.
ПОЕЗДА
В Индии существуют следующие типы поездов: Suburban trains
Электрички, обслуживающие город и пригород. Особенно распространены в крупных мегаполисах. Например, в Бомбее множество вокзалов, и Suburban trains — вполне удобный транспорт для перемещения между районами города. В билетах Suburban trains места не указываются, вагоны часто переполнены. В общем, это в некотором смысле открытое метро.
Passenger and Fast Passenger
Пассажирские и быстрые пассажирские поезда. Останавливаются практически на каждом остановочном пункте, едут ОЧЕНЬ медленно, опаздывают всегда. Если Вам предстоит ехать на таком поезде, например, из Дели в Варанаси, и расписание обещает Вам 14 часов, будьте готовы провести в поезде сутки. Билеты на Passenger Fast Passenger Trains очень дешевые. Поезда состоят преимущественно из общих вагонов, в некоторых дальних поездах есть слипперы и 3АС. Индусы на этих поездах чаще ездят на небольшие расстояния. В слипперах часто бывает народу намного больше, чем мест.
Mail/Express
Большинство индийских поездов относится к классу Mail/Express. Они останавливаются только на относительно крупных станциях и укомплектованы вагонами всех классов (кроме, разве что 1АС). Эти поезда часто опаздывают и задерживаются по отправлению. Если Вы купили билет на Mail/Express не от начальной станции следования поезда, будьте готовы провести на вокзале в ожидании своего поезда несколько часов. От начальной станции, впрочем, эти поезда отправляются часто тоже с опозданием от получаса до 3-4 часов. Не волнуйтесь- это нормально. Кроме того, для поездов этого класса часто вносятся изменения в расписание. Путешествовать такими поездами на большие расстояния (больше 10 часов по расписанию) не рекомендуется. Опоздание порядка 5 часов в конечный пункт в порядке вещей.
Superfast Mail/Express
Эти поезда движутся по маршруту со средней скоростью 55 километров в час, останавливаются примерно так же, как Mail/Express, но более дисциплинированы в расписании. В билеты на этот класс поездов включен специальный дополнительный сбор за скорость.
Garib Rath
Быстрые поезда «пониженной комфортности», как правило, укомплектованные старыми вагонами. На маршруте развивают скорость до 130 километров в час, имеют значительные преимущества при прохождении железнодорожных узлов перед более низкими классами поездов. Garib Rath дешевле всех прочих скоростных поездов, и за это прозваны индусами «колесницами для бедных». Поездов этого типа довольно немного. Garib Rath соблюдают расписание почти удовлетворительно.
Shatabdi и Jan Shatabdi Express
Скоростные междугородние поезда, как правило, укомплектованые сидячими вагонами, Shatabdi только кондиционрованными, Jan Shatabdi Express — вагонами без кондиционера. Большинство поездов этого класса дневные.
Rajdhani Express
Скоростные поезда высокого комфорта, связывающие Дели с основными крупными городами страны. Rajdhani Express делают минимум остановок по пути и движутся со скоростью до 140 километров в час. Эти поезда имеют самое высокое преимущество перед другими классами и практически никогда не опаздывают. Время в пути, как правило, почти в два раза меньше, чем у поездов более низкого класса. Rajdhani Express укомплектованы только кондиционированными вагонами.
Duronto Express
Безостановочные поезда, связывающие крупнейшие мегаполисы Индии и столицы штатов. По пути следования они делают только технологические остановки для смены локомотива или обслуживания. Эти поезда проводят в пути еще меньше времени, чем Rajdhani Express, и демократично укомплектованы всеми типами вагонов. Поезда Duronto Express пользуются наивысшим преимуществом и точно следуют расписанию.
ВАГОНЫ
Для длинных переездов следует отдать предпочтение вагонам SLIPPER CLASS или 3АС. Более дешевые вагоны не совместимы с нормальными представлениями о путешествии, более дорогие сопоставимы по цене с поездкой на такси или самолетом, поэтому нецелесообразны. Слиппер класс — это аналог нашего плацкарта. Здесь обычно не предлагается постель и в восьмиместных купе по три полки и две боковых. Окна в слипперах закрываются весьма условно, поэтому в прохладное время года может быть очень холодно. Билеты в слиппер дешевые и в зависимости от класса поезда стоят порядка 6 долларов за поездку на 800 километров. Проводников в слипперах нет. 3АС очень похож на наш плацкарт с той лишь разницей, что в нем по три спальных полки в купе. 3АС — закрытые кондиционированные вагоны с проводником и постелью, как правило, вполне чистые. В 3АС ездит приличная относительно обеспеченная публика. Вагоны 3АС отделены от остальных вагонов поезда закрытым на ключ тамбуром. Билеты в 3АС стоят в два-три раза дороже, чем слиппер. В слиппере ехать интереснее, колоритнее и веселее, в АС комфортнее и безопаснее.
Остановимся подробней на классах вагонов:
Second Class General Compartment
Общий вагон. Билеты General Class экстремально дешевые. Из Каньякумари в Шринагар более 3000 километров можно проехать за 500 с мелочью рупий (около 10 долларов). Однако общие вагоны в индийских поездах — это нечто особенное. Как правило, два вагона после локомотива и два вагона в конце поезда Second Class (General Compartment). Билеты в общий вагон продаются без указания мест, без регистрации пассажира, без указания поезда. В билете Second Class (General Compartment) обозначено только от какой и до какой станции он дает право проехать. Билеты Second Class (General Compartment) действительны в течение определенного срока в зависимости от расстояния путешествия. С таким билетом Вы можете садиться в любой поезд, идущий в Вашем направлении, и пересаживаться с одного поезда на другой. Поездка в общем вагоне может быть вполне увлекательной и интересной, а может оказаться фантастически ужасной. В общем вагоне нет спальных мест, в общий вагон можно садиться без билета, и его у Вас никто не проверит. Обычно на популярных направлениях в General Class страшная давка, как в метро в час пик. Героические индийцы могут таким образом преодолевать огромные расстояния. Вам, скорее всего, это не понравится. И, наконец, в общем вагоне Вы не сможете отойти от своего багажа, если не договоритесь с кем-нибудь о том, чтобы за ним присмотрели. В общих вагонах ездят самые бедные, преимущественно сельские жители. Вероятнее всего, никто вокруг по-английски разговаривать не будет.
NUANCE... Поговаривают, что в некоторых штатах ездить в общих вагонах небезопасно. Впрочем, достаточно посмотреть на вагон и количество народу в нем, для того чтобы понять, хочется ли Вам в нем ехать. Если в вагоне нет давки и есть где хотя бы поставить рюкзак, можно попробовать получить незабываемые впечатления.
При путешествии в общем вагоне однозначно стоит пристегивать замком свой багаж. Общий вагон — отличное место для того, чтобы вдохнуть дух настоящей Индии. Вы будете в вагоне центром всеобщего внимания, с Вами захотят пообщаться все, вас будут трогать, к вам будут принюхиваться, вам будут задавать вопросы. Необходимо осознать, что если Вы путешествуете в общем вагоне, вам придется смириться со всем этим. Вы должны желать непосредственного общения и контакта с простыми индусами. Для этого понадобится хорошее чувство юмора и собственного достоинства, такт и выдержка, доброжелательность и искреннее уважение к Вашим случайным спутникам. Если это так - Ваше путешествие будет увлекательным и запоминающимся. В противном случае - ужасным, катастрофическим и даже опасным для жизни.
Second Class Sleeper Compartment
Это оптимальный бюджетный вариант поездки по индийской железной дороге, но он подойдет Вам лишь в случае, если Вы не особо брезгливы и путешествуете не в холодное или экстремально жаркое время года. Second Class Sleeper или просто Слиппер, по хорошему счету, это привычный нам плацкарт. Отличие состоит лишь в том, что в купе не 2, а три спальных полки. В слиппере ездит индийский средний класс. Билеты относительно дешевы, во всяком случае несопоставимо дешевле, чем на самолет или проезд в такси и, как правило, намного комфортнее, чем автобус. Поездка на 800 километров обойдется примерно в 300 рупий (6 долларов). В слиппере колоритно и интересно. Зарешеченные окна всегда открыты. Индия устроена так, что в поезде почти всегда интересно смотреть в окно. В слиппере можно выйти в тамбур, открыть дверь и увлекательно провести многие часы, наблюдая за проносящимися мимо ландшафтами и сценками из сельской жизни. Публика в слиппере весьма демократична, будет с интересом общаться с Вами, угощать, делать мелкие подарки на память, фотографировать Вас телефонами и не будет возражать против того, чтобы Вы их фотографировали. В слиппере можно увидеть все многочисленные разновидности попрошаек — вплоть до экзотических трансвеститов, хиджр, мужчин, одетых в яркие сари, нарочито ярко некрашеных и звенящих многочисленными серьгами и браслетами.
В слиппере стоит быть внимательным с вещами и, уходя из купе, договориться с соседями, чтобы проследили за Вашим рюкзаком. Оставлять фотоаппарат или ноутбук на столе или полке без присмотра не стоит. Для путешествия в слиппере нужно иметь свою постель и одеяло или спальник. В холодное время года в этом классе вагона может оказаться невыносимо холодно из-за того, что нет непродуваемых мест. В слиппере нет проводников, в вагон может зайти на станции или пройдя по поезду любой желающий. В слипперах во время поездки разносят напитки (молочный чай и кофе, воду), еду (разогретые в картонных контейнерах и фольге рис, бириани, кари и пр.), пирожки (самосы и пр.). Вся еда готовится в специальном вагоне-кухне.
Обычно в поездах около десяти вагонов слиппер-класса. На борту вагона обозначен его номер. Для слиппера — S1, S2 и т.д. В слиппере 72 места. Старайтесь не покупать места с первого по 8 и с 64 по 72, иными словами, первое и последнее купе. Самое неудачное место в слиппере неприятно. Преимущество нижней полки в том, что под ней находится отделение для багажа, и Ваш багаж всегда будет рядом с Вами. Но на Вашу полку будут садиться, ставить вещи, и днем Вам придется делить ее с остальными обитателями купе.
AC 3-Tier Sleeper (3AС)
Обычный 3АС - это тот же слиппер только с закрытыми окнами, дверями, отделяющими вагон от тамбура, и кондиционером. Это уже наш плацкарт в чистом виде. В некоторых поездах 3АС отличаются даже некоторой роскошью — занавесками на окнах и закрывающими спальные места велюровыми диванами и скатертями на столах. Но это бывает редко. Обычно плацкарт-плацкартом. Билеты в 3АС стоят примерно в два раза дороже, чем в слиппер, и, если температура воздуха во время Вашего путешествия от 20 до 35 градусов, за 3АС, в целях экономии, можно не переплачивать. В 3АС предлагают постель, приносят обеды на тарелках с настоящими приборами. Обычно в этом классе чище и тише, чем в слиппере. Но публика в вагоне менее демократичная, окна не открываются, а попытки открыть дверь в тамбуре будут пресекаться проводником. Поездка в 3АС насколько более комфортабельная, настолько же и более скучна. В 3АС путешествует крепкий средний класс, порой смотрящий на европейских туристов весьма высокомерно. Впрочем, вероятней всего Вам повезет со спутниками и беседы будут довольно интересными. В 3АС ездят образованные люди, с которыми, путешествуя по Индии, пересекаться случается довольно редко.
AC 2-Tier Sleeper (2AС)
Тот же 3АС, только в купе не три, а две полки и стоит дороже. Таких вагонов немного. Как правило, они бывают в скоростных фирменных поездах. Обычно в 2АС полки отгорожены от прохода ширмой. Иногда в вагонах 2АС полки оборудованы занавесочками. В некоторых новых и фирменных поездах вагоны выглядят очень респектабельно, с деревянными панелями, скатертями и индивидуальными бра. Здесь уж как повезет. Стоит ли переплачивать за 2АС, предпочитая его 3АС - вам решать. Значительного улучшения комфорта Вы не получите, но билет будет стоить в полтора раза дороже.
First Class AC (1AС)
Высший класс регулярных вагонов в индийских поездах. Кондиционер, дермантиновые или велюровые диванчики, занавесочки... Но, все равно плацкарт - купе не закрывается, вы можете лишь отгородиться той самой занавеской. First Class AC стоит, приблизительно, как перелет на то же расстояние самолетом, но со скоростью и графиком индийских железных дорог. Ваш поезд, невзирая на то, что Вы купили дорогой билет, будет так же опаздывать и простаивать. First Class AC есть далеко не во всех поездах. Им пользуются, как правило, те состоятельные индусы, которые в силу каких-то обстоятельств не могут летать самолетами. Поездка в First Class AC лишена всякого рационального смысла, если, конечно, Вы не хотите продемонстрировать индусам, что способны купить билет на поезд не за 10, а за 100 долларов. Вагонов 1АС не много, и очень часто они ходят совершенно пустыми.
AC Chair Car
Сидячий салон с самолетными сидениями. Такие вагоны есть в дневных поездах в качестве премиум-класса. В общем это родная наша электричка «повышенной комфортности». Executive AC Chair Car предполагает меньшее количество более удобных кресел. По нашим представлениям, удобнее ехать в First Class (FC). Там больше места для людей и багажа, к тому же, интереснее публика. Не настаиваем... First Class (FC)
Вагон такой же, как слиппер, в который продаются сидячие места — шесть человек в купе и два на боковых. Идеальное бюджетное решение для дневных поездок на небольшие расстояния, вроде Варкала-Алепи или Дели-Джайпур.
Немного о гигиене: туалеты и умывальники во всех классах вагонов одинаковые, разница лишь в том, что чем выше класс, тем чаще их убирают. В обоих концах вагона расположено по два туалета — индийский и европейский. В европейском установлен унитаз и сливной бачок, в индийском — дырка в полу. Несмотря на европейское происхождение, опытные путешественники предпочитают индийский - в них элементарно чище. Умывальники расположены в обоих тамбурах вагона и в каждом туалете. Воды, в умывальниках и сливных бачках часто не бывает, до первой станции, где их заправят водой. В вагонах более высокого класса перебои с водой случаются реже. К тому же, в вагонах First Class AC (1AС) есть даже отлично оборудованный душ.
БИЛЕТЫ
Билеты на поезда в Индии можно купить в кассах на вокзалах, в агентствах, заказать в гостиницах, забронировать на специализированных сайтах. При покупке билета необходимо заполнить форму установленного образца на каждого пассажира с указанием имени, возраста, пола, даты путешествия, станций отправления и прибытия, номера и имени поезда, класса вагона и тип места в нем (LB = Lower Berth – нижняя полка, MB = Middle Berth – средняя полка, UB = Upper Berth – верхняя полка, SLB = Side Lower Berth – боковая нижняя полка, SUB = Side Upper Berth – боковая верхняя полка). Если вдруг оказалось, что в форме нет знакомых слов — спросите, где взять форму на английском. Если Вы покупаете билет в агентстве или через другого посредника, форму заполнят за вас. При покупке в кассах придется заполнять ее самостоятельно. При покупке электронного билета (на сайтах) все необходимые данные Вы вводите на сайт.
NUANCE... В железнодорожных кассах в Индии, как и везде, очереди. При определенных обстоятельствах очереди можно избежать? например, на некоторых вокзалах есть специальное окно, где принимают оплату кредитными карточками, где очередей практически не бывает.
В кассах имеет смысл покупать билеты лишь когда Вы путешествуете на небольшое расстояние и покупаете General class, AC Cair или FC перед отправлением поезда. Билеты для дальних переездов имеет смысл покупать, пользуясь другими возможностями. Кассы работают с восьми утра до восьми вечера.
NUANCE... При покупке билетов стоит категорически остерегаться частных помощников, доброжелателей и прочих ошивающихся на вокзале личностей, желающих Вам помочь, предостеречь, направить, посоветовать и пр. На вокзале по поводу билетов можно разговаривать только с сотрудниками вокзала в форме с жетоном, работниками в офисах внутри вокзала и полицейскими. С исключительной вероятностью человек на вокзале, самостоятельно вызвавшийся Вам помочь — мошенник.
Агентства, продающие билеты, есть во всех крупных туристических центрах. Стандартная такса агентств — 100 рупий с билета. При покупке билетов через посредника необходимо оговорить размер комиссии посредника — в билете на специальном номерном бланке с водяными знаками будет указана его стоимость. Индийские агенства и посредники, пользуясь неинформированностью иностранцев, могут попытаться продать билет в 2-3 раза дороже его реальной стоимости. Если агентства поблизости нет, в вашей гостинице с радостью помогут с покупкой билета. Естественно, за вознаграждение.
Билеты можно забронировать на сайте Индийских железных дорог, который работает из рук вон плохо и медленно или, за очень небольшую комиссию (меньше, чем полдоллара) на сайтах коммерческих посредников makemytrip и cleartrip. Сайтов-посредников довольно много, но они предпочтительны из-за удобства интерфейса и надежности. Билет на сайте оплачивается платежной карточкой.
Если не хотите вдаваться в подробности и читать раздел этого руководства о типах бронирования, Вам следует бронировать билет только по квоте General и не иначе. После успешной покупки, Вы получаете электронную копию подтверждение брони и можете проверить на сайте железных дорог статус своего билета по номеру PNR, указанному в нем.
Покупая билеты индийских железных дорог, нужно знать, что существует несколько видов резервирования, из которых, действиетльной покупкой билета является только General Confirmed. WL — wait list, лист ожидания. Если доступных билетов нет, Вы можете купить билет в листе ожидания. Это значит, что если кто-то отменит свою бронь или сдаст билет, Вам он будет автоматически предоставлен согласно очереди. Ваше место в очереди будет указано в Вашем билете при его покупке. Свое место в очереди можете проверить с помощью специальных терминалов на вокзалах или на сайте Индийских железных дорог, указав PNR — номер резервирования. Перед отправлением поезда на перроне вывешивают списки пассажиров листа ожидания, которым предоставлены места в поезде. Вам может повезти в последний момент. Если этого не случилось, вернуть стоимость билета за вычетом комиссии 20 рупий можно в специальной кассе. В случае, если Вы оплатили билет кредитной карточкой, в течение 72 часов стоимость билета, за вычетом комиссии, будет зачислена на Ваш счет автоматически. Как правило, место в первой десятке WL дает достаточно много шансов, что Ваш билет будет подтвержден.
RAC — reservation against cancelation. Билет со статусом RAC означает, что у Вас уже есть «половина места» в вагоне. В худшем случае, если билеты по остальным квотам не будут отменены и места не освободятся, — Вам гарантировано предоставят одно нижнее место на двоих с другим обладателем билета со статусом RAC. При освобождения мест в результате отмены билетов, сперва они распределяются между владельцами билетов RAC и, только после того, как все пассажиры RAC получили полные места, начитнают предоставляться места по билетам в листе ожидания. Места в билетах RAC не указаны, Ваши места Вам укажет TTI (проводник) в поезде. Билеты RAC продаются сразу после того, как заканчиваются места в поезде. После того, как заканчивается квота RAC, продаются билеты WL.
Foreign Tourist Quota — квота для иностранных туристов, то есть для нас. Билеты по этой квоте невозможно купить через интернет или в кассах. Эти билеты доступны только в International Tourist Bureau на вокзалах Kolkata, Chennai, Bangalore, Ahmedabad, Secunderabad, Jaipur, Jodhpur, Varanasi, New Delhi, Agra-cantt, Aurangabad, Mumbai, Rameshwaram, Vadodara, Vasco-da-Gama. Проверить наличие билетов по Foreign Tourist Quota можно по на сайте Indian Railways Passenger Reservation Enquiry. Очень часто по этой квоте можно купить билеты, когда по другим квотам они не доступны. Билеты по квоте для иностранных туристов переводятся в общую квоту за час до отправления поезда. По квоте для иностранцев как правило, доступны билеты приличного класса.
Tatkal — экстренная квота. На некоторые поезда продаются билеты по экстренной квоте. Эти билеты начинают продавать в 8-00 за пять дней до отправления поезда. Билеты Tatkal именные, продаются со специальной наценкой от 10 до 250 рупий и в некоторых случаях не подлежат отмене. Tatkal продаются на популярные направления и, как правило, в момент открытия продажи уже раскуплены агентствами.
Билеты на индийские поезда можно сдать в специальных кассах на вокзалах или, если билет куплен через интеренет, на сайте www.indianrail.gov.in.
NUANCE... В случае задержки отправления поезда более чем на 3 часа может быть возвращена полная стоимость билета. В случае если в вагоне не работает кондиционер, на основании отметки кондуктора в билете может быть возмещена разница в стоимости с билетом в вагоне без кондиционера. Если по независящимо от Вас причинам Вам пришлось путешествовать в вагоне более низкого класса, чем указан в Вашем билете — требуйте у TTI специальной отметки в билете. В єтом случае разница в стоимости будет возмещена.
INTERNATIONAL TOURIST BUREAU
В крупных городах на вокзалах есть специальные офисы по обслуживанию иностранцев — foreign treveller office. Здесь Вы купите билет практически без очереди, здесь с Вами будут разговаривать на приличном английском, здесь Вам все объяснят и посоветуют, помогут выбрать вагон и поезд, расскажут о том, как поезд найти на вокзале. Здесь продают билеты по специальной квоте для иностранцев. Поэтому даже если в кассах и на сайте билетов нет, здесь они могут оказаться. В International Tourist Bureau чисто, спокойно, удобные диванчики, тихо. Здесь можно просто ждать поезда, оставить на небольшое время вещи, получить любую полезную консультацию о железных дорогах и услугах на вокзале и в ближайших окрестностях, узнать стоимость такси и пр. Только нужно улыбаться и быть открытым, веселым и доброжелательным. Все перечисленые услуги (кроме продажи билетов) в обязательные функции персонала не входят. International Tourist Bureau есть на таких вокзалах, как Kolkata, Chennai, Bangalore, Ahmedabad, Secunderabad, Jaipur, Jodhpur, Varanasi, New Delhi, Agra-cantt, Aurangabad, Mumbai, Rameshwaram, Vadodara, Vasco-da-Gama. Обратите внимание! International Tourist Bureau индийских железных дорог находятся ТОЛЬКО в помещениях вокзалов. Вам будут говорить, что foreign office не работает, закрыт, находится в другом месте — не верьте. Спрашивайте о том, как найти International Tourist Bureau только у сотрудников вокзала в форме и полицейских. Многочисленные хэлперы Вас радостно препроводят в какую-нибудь левую конторку, где Вам продадут билеты радикально дороже или просто обманут.
НА ВОКЗАЛЕ
В Вашем билете будет указано имя поезда и его номер, время отправления, время прибытия, номер и класс вагона, Ваши места, имя, возраст и пол. На вокзал, несмотря на то, что скорее всего поезд отправится, по меньшей мере, через полчаса после указанного в билете времени, следует прибыть все же до времени отправления поезда - чтобы найти платформу, вагон и себя в списке пассажиров.
При проверке билетов в поезде у Вас могут попросить паспорт. Когда перед отправлением поезда Вы окажетесь на вокзале, Вам нужно найти представителя правопорядка, показать ему билет и спросить, на какой платформе следует искать поезд. Скорее всего, он подскажет или поможет найти того, кто сможет Вас проинформировать. По пути на платформу имеет смысл у всех встреченных сотрудников вокзала в форме уточнять номер платформы. На большинстве вокзалов установлены огромные мониторы, на которых на хинди и английском показывают список поездов с номерами платформ, но вполне вероятно, что номер своего поезда Вы в этом списке не найдете — его там просто не будет. Например, вокзальные службы могут использовать старую нумерацию поездов, показывать Ваш поезд под другим номером, потому что он был переформирован по пути и пр.
Свой поезд Вы можете опознать по надписи на борту вагона, где указаны начальный и конечный пункты, а также название поезда, реже название и номер. Чтобы найти свой вагон, Вам, скорее всего, снова придется задавать вопросы. На переоборудованных вокзалах над каждым вагоном установлено светящееся табло с номером поезда, номером вагона и временем отправления. Когда Вы найдете свой вагон, Вам следует найти список пассажиров, который обычно приклеен возле двери вагона или на стенде напротив. Чтобы окончательно убедиться, что все хорошо, нужно найти в списке свое имя и место. После этого с чистой совестью можно отправляться в вагон.
В ПОЕЗДЕ
Если Ваше место кем-то занято — ругайтесь, если не помогает — ждите TTI (Ти-Ти-Ай). Это кондуктор. Он рано или поздно появится. Кондуктора прилично говорят по-английски, они всегда за справедливость, всем укажут на их правильные места и могут кое-что «порешать» специально для Вас за небольшую взятку (полдоллара — доллар, до 50 рупий).
Кондуктор появляется после отправления поезда - проверит билеты, запишет в блокнотик пассажиров и их места. ТТI может по Вашей просьбе найти другое место, в том числе на другой вагон, освободит Ваше место, если оно кем-то занято, освободит место для багажа, если такового не оказалось. К ТТI можно обратиться с просьбой о повышении класса билета. Если в вагонах более высокого класса есть свободные места, он поменяет билет официально, за дополнительную плату.
В слиппере будут носить еду и напитки. Еда, естественно, местная и острая, стоит относительно дешево. Выглядит страшновато, но безопасно. Официальные разносчики еды с бэйджами в клетчатых форменных рубашках. Возможно, Вам предложат постель — за нее необходимо заплатить, но сдавать не нужно. По вагону будут ходить попрошайки всех мастей от калек до музыкальных коллективов, возможно, даже экзотические хиджры. Подавать или нет — ваше дело. В вагоне мальчики с вениками будут периодически выметать мусор из-под полок и выносить его, после чего обойдут вагон за вознаграждением. Этим необходимо заплатить, сколько не жалко. В слиппере никто, кроме других пассажиров, не скажет, когда выходить, тем более не разбудит. Будьте внимательны.
В слиппер может зайти всякий, пройти через вагон, зайти и выйти на станции — проводников в слипперах нет, поэтому следует соблюдать некоторые меры предосторожности в отношении своих вещей. Не стоит бросать без присмотра мелкие ценные вещи. Днем, когда Ваши соседи по купе не спят, можно совершенно спокойно, ничего не опасаясь, выходить на перрон и уходить из купе во время движения поезда. На виду в Индии ничего не украдут, это просто невозможно, индусы в вагоне поднимут страшный шум и поймают грабителя. На ночь рюкзаки лучше пристегивать прихваченным из дома замком (так поступают местные жители), а обувь не оставлять на виду. Вопреки распространенным мифам, кражи в поездах происходят очень редко, во всяком случае, не чаще чем у нас. Но, поскольку вы в чужой стране, где не просто объясняться, лишние предосторожности не помешают.
В 3АС Вам предложат постель и еду три раза в день. Вы можете выбрать и заказать себе еду из меню. Постель и питание — платные. В 3АС посторонних не впускают, и публика приличная. Несмотря на то, что индусы пристегивают свои чемоданы страшными цепями и прячут обувь — этого можно не делать. В 3АС, скорее всего, перед прибытием на необходимую станцию, Вас разбудит проводник, но на него лучше не полагаться, помня о традиционном индийском разгильдяйстве.
В индийских поездах курить запрещено. За курение в поезде Вас оштрафуют на 200 рупий (чуть больше четырех долларов). И хотя штраф небольшой, лучше воздержаться от курения - будьте культурным человеком. К тому же, это очень раздражает остальных пассажиров, особенно в АС.
Счастливого путешествия!
16.12.2020
Єгипет: посилення контролю за достовірністю тестів