Индийские автобусы — это такая же обязательная часть транспортных приключений в путешествии по Индии, как поездка на тук-туке или Амбассадоре. Автобусный транспорт в Индии очень не похож на привычный нам, как внешне, так и во внутреннем устройстве и самой логике перевозок. Индийские автобусы очень разнятся, в каждом штате они выглядят, устроены, стоят и перемещаются по-разному.
|
Автобусов в Индии очень много и ходят они очень часто. Например, из Мадураи в Мадрас, с маршрутом протяженностью почти в 400 километров, автобусы отходят каждые 15 минут. Все более или менее значительные населенные пункты в стране соединены автобусными маршрутами. Поездка в автобусе может оказаться вполне комфортабельной или совершенно ужасной. Тем не менее, автобусы в передвижениях по Индии — это спасительный и прекрасный транспорт. Если Вы путешествуете и не хотите привязываться к жестким датам железнодорожных и авиабилетов, можете быть спокойны и вполне уверены — из любого города в Индии, в любом направлении Вы сможете без проблем выехать на автобусе, максимум через пару часов, после того, как окажетесь на автовокзале.
|
NUANCE... «Проверенные сайты» по продаже автобусных билетов, как и все в Индии «проверенное». Да, ими многие пользовались, причем неоднократно. Все было хорошо, всем везло. Повезет ли вам - зависит от вашей удачи. По большому счету, билеты на автобусы в Индии есть всегда и особого смысла в том, чтобы бронировать их на сайте заранее, нет. Но, если очень хочется ...
|
PUBLIC BUS
Самые дешевые автобусы Public Bus принадлежат государственной транспортной корпорации. Это транспорт, которым пользуются сельские жители и бедные горожане. В local bus на деревенских маршрутах вместо сидений могут быть простые деревянные лавки. На юге Индии в окнах и дверях локолбасов отсутствуют стекла - оконные проемы просто зарешечены. Сидения в государственных автобусах стоят в пять рядов — три справа, два слева и расположены очень близко друг к другу. Высоким и полным людям в таких автобусах ездить крайне некомфортно. Багаж, как правило, крепится на крыше или загружается в салон. Поездка оказывается веселой, потому что ехать придется в окружении стопок банановых листьев, корзин с курами или мешков с рисом. Не смотря на кажущиеся ужасы, ничего страшного в поездке на локалбасе нет. Более того, это на самом деле довольно удобно, а главное весело.
|
Билеты на локалбасы можно купить в кассах при автовокзалах, у кондуктора на автостанции или у кондуктора в автобусе во время движения. Поездка на дешевых автобусах стоит около 40 рупий за 100 километров на юге Индии, около 60 в центральных и северных штатах и до 100 рупий в горных районах. В локалбасах существуют свои внутренние правила, которые очень отличаются в разных регионах. В некоторых местах есть «женская» и «мужская» части автобуса, в других запрещено перевозить багаж в салоне. В Индийских автобусах не принято, а в некоторых просто запрещено уступать место. Везде можно сидеть на полу и везде главный — кондуктор. Именно он решает где Вам сидеть, он может освободить для Вас место, пересадив другого пассажира, может без объяснений потребовать освободить места, на которых вы удобно пристроились. Его власть в автобусе безгранична.
|
Государственные автобусы едут довольно медленно и останавливаются часто. Средняя их скорость — 30-40 километров в час. Странное исключение представляет собой штат Керала, где красные локалбасы носятся со скоростью под 100 километров в час. Поэтому не стоит планировать поездки на локалбасах на расстояния, больше чем в 200 километров. Шестичасовая поездка в таком автобусе окажется очень тяжелой и утомительной. Локалбасы — самый удобный транспорт для поездок по Тамил Наду, где расстояния между интересными городами небольшие. Local bus — идеальный транспорт для радиальных поездок из городов. Они оказываются намного быстрее тук-тука. Практически в любое место, куда местные агентства предлагают дорогие экскурсии, можно дешево и быстро добраться на локалбасе. Конечно, в этом случае, вам целесообразно заранее позаботиться о качественном путеводителе.
|
PRIVATE BUS
Частные автобусы намного комфортабельнее государственных. Как правило, в таких автобусах есть телевизор и кондиционер. Их наличие, впрочем, вовсе не означает, что они работают. Сидения в частных автобусах больше, мягче и расположена дальше друг от друга. Частные автобусы, как правило, отправляются не от автостанций, но от офисов компаний, которым принадлежат. Билеты на такие автобусы можно покупать заранее в кассах компании или агентствах. Если с государственными автобусами все понятно и предсказуемо, то комфорт поездки на частном автобусе может обернуться определенными сложностями и проблемами. Дело в том, что частные автобусы не всегда имеют разрешение на въезд в города, поэтому вас могут высадить где-нибудь на окраине, откуда будет непросто добраться в нужную часть города. Особенно это проблематично сделать в Бомбее.
|
Частные автобусы бывают повышенного комфорта — Semilux (полулюкс) и Delux. Последние — это, как правило, автобусы Volvo с пневматической подвеской, просторным салоном и удобными мягкими сидениями. Поездка на таком автобусе окажется действительно приятной, и никаких неожиданностей в дороге не случится. Частные автобусы стоят 60-100 рупий за 100 километров, автобусы Delux около 300 рупий. Стоит ли предпочесть частные автобусы государственным? Решать вам. На коротких (до 200 км) переездах их преимущества не очевидны, а необходимость искать агентство и остановку, покупать билеты заранее оказывается не вполне оправданной. Если уж передвигаться на частных автобусах по Индии, то на большие расстояния и на слиппербасах.
|
SLEEPER BUS
Слипербас — потрясающее изобретение. Мне совершенно непонятно, почему, до сих пор, у нас нет таких автобусов? Слипер — внешне обычный большой автобус, оборудованный спальными местами. В некоторых автобусах и нижний, и верхний уровень спальные, в некоторых — нижние сидячие, а верхние спальные. Правый ряд мест (за спиной у водителя) — спальные места для двоих, левый — для одного. Спальное отделение закрывается шторкой или раздвижными дверцами. Если Вы путешествуете в одиночестве, стоит учитывать, что одноместных спальных отсеков в автобусе мало и, если Вы не хотите лежать рядом с незнакомым индусом, всегда уточняйте и требуйте пометки в билете — single, а не double. Можно купить два места и ехать в просторном двухспальном отсеке. В слипербасах есть багажное отделение, но, если путешествуете вдвоем и вы нормального телосложения, в двухместном спальном отсеке можно вполне комфортно разместиться с рюкзаками. Одно место в багажном отсеке стоит 10 рупий - не деньги вовсе, тем не менее, вещи предпочительней брать в салон - из багажного отделения рюкзаки будут невообразимо грязными и пыльными.
|
Билет на слипербас стоит около 100 +/- рупий за 100 километров, на большие расстояния — дешевле. Билеты продаются в агентствах транспортных компаний. Можно попросить персонал вашей гостиницы купить билет, но в этом случае, скорее всего, значительно переплатите. Лучше всего узнать где находится агентство и съездить туда за билетами. В этом есть еще один важный плюс — будете точно знать место откуда отправляется ваш автобус. Билеты на слипербас можно приобрести, без каких-либо проблем, за сутки и даже непосредственно в день отправления. Предпочтительней, однако, брать билет за пару дней, чтобы выбрать хорошие места. Лучшие места в слипере расположены в середине салона. В начале очень шумно, в конце страшно подбрасывает на неровностях дороги. К тому же, последний спальный отсек, как правило, на 40 сантиметров короче остальных и в нем невозможно выпрямиться.
|
NUANCE... Покупая билет на слипербас, уточните, будут ли по пути пересадки. Лучше ехать, естественно, без них. Уточните куда, на какую станцию в конечном пункте вашего путешествия прибывает автобус - могут высадить на далекой окраине, в 15 километрах от центра города. Обязательно требуйте, чтобы в билете была указана стоимость, вид мест (seat, sleeper), вид размещения (single, double), начальная и конечная станция путешествия, номера мест (потребуйте, чтобы вам показали места на схеме автобуса). Уточните откуда отправляется автобус, попросите написать адрес станции на обратной стороне билета, для таксиста или моторикши. Отправляясь путешествовать на автобусе обязательно возьмите изрядный запас питьевой воды. В случае поломки автобуса вы можете провести несколько часов вдали от населенных пунктов и магазинов — купить воду будет негде.
|
АВТОСТАНЦИИ
Междугородные автостанции обычно расположены на окраинах или за городом. В больших городах несколько автовокзалов, которые обслуживают разные направления и виды автобусов. Автостанции в Индии бывают маленькие, большие, огромные и невообразимо огромные. И везде царит суматоха, столпотворение и хаос. Пытаться разобраться в логике работы бессмысленно и невозможно. На автостанциях есть люди в форме - это кондукторы, диспетчеры, контролеры. Прибыв на автовокзал нужно найти человека в форме и громко отчетливо произнести «автобус и название города назначения», например, «Bus Madurai!». В ответ работник станции махнет рукой указывая направление. Нужно двигаться в указанном направлении и встретив следующего работника станции, или дойдя до ближайшего автобуса, повторить заклинание. Обычно двух-трех итераций хватает, чтобы найти свой автобус. Если Вы отправляетесь от промежуточной станции, нужно в каждом проходящем автобусе спрашивать название станции, например, «Pateijra?» и, получив положительный ответ, пробираться внутрь. Дело в том, что на Public Bus ездят в основном бедные сельские жители и очень велика вероятность, что ни кондукторы, ни пассажиры, ни персонал станции не знают английского. Поэтому, чтобы их не путать, стоит быть максимально лаконичным и ясным.
|
На остановку частных автобусов лучше прибыть минут за 30-40 до отправления. Вам может понадобиться некоторое время, чтобы с помощью персонала станции разобраться с тем, кто занял ваше место. В дороге сделать это будет очень проблематично. На остановках в пути, когда Вы выходите из автобуса, не отходите далеко и не теряйте его из виду. От промежуточных станций автобусы отправляются без предупреждения и вас вполне могут «потерять».
|
|