ВЕРСАЛЬ
Продолжительность: 4 часа
|
Во время экскурсии вы познакомитесь с историей Версальского дворца, узнаете о жизни французских королей – Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI, об их фаворитках и интригах французского двора, вы осмотрите парадные залы дворца, где собраны картины известных европейских мастеров, мебель и гобелены той эпохи. Вы увидите знаменитую Зеркальную галерею, где проходили торжественные приемы, балы и королевские бракосочетания. После экскурсии по дворцу вы сможете насладиться прогулкой по Версальскому парку с великолепными скульптурами, фонтанами и водными бассейнами...
|
По легенде, когда Людовику XIV исполнилось пять лет, он, прогуливаясь по живописному саду Тюильри, взглянул в лужу. В ней отражалось солнце. «Я – солнце! Я – солнце!» – закричал радостно мальчик. С тех пор его так и называли – «Король-солнце». Еще в юности монарх мечтал о чем-то большом, безукоризненном, таком, что поразило бы всю Европу – лучше Лувра, Венсен и Фонтенбло вместе взятых. 50 лет понадобилось Людовику XIV для воплощения этого масштабного замысла. Впоследствии его преемник дополнил это место Малым Трианоном, а казненный на гильотине Людовик XVI – парком и селом с молочной фермой.
|
Местом для строительства нового дворца юный король избрал маленький поселок юго-западнее Парижа, в котором его отец, Людовик XIII, построил скромный, но уютный, охотничий павильон. Впоследствии на этом месте, среди леса, вырос замок – из камня, кирпича и кровельного сланца. «Король-солнце» превратил его в самый большой дворец в Европе, где могли одновременно разместиться, не много не мало – 20 тысяч человек! Через десять лет в провинциальном Версале появился роскошный парк, уникальные фонтаны и зазвучал кокетливый «щебет» придворных дам. Отделку интерьера поручили живописцу Шарлеви Лебрену, а дизайн садов – Андре Ленотру.
|
В 1684 году, через два года после переезда двора, шумные пиры происходили по соседству с грандиозным строительством. На нем работали 20 тысяч рабочих и 6 тысяч лошадей, а в мирные времена к строительству дополнительно привлекали и военных. Чтобы увеличить число рабочих на строительстве дворца, король запретил все частное строительство в окрестностях. Рабочих часто завозили из Нормандии и Фландрии. Вокруг дворца вырос городок, в котором поселялись ремесленники. За это время население Версаля и его окрестностей увеличилось до 100 тысяч человек.
|
Поражают и размеры самого дворца: длина фасада - 640 м, одна только Зеркальная галерея имеет 72 м длины, 10 м ширины, 13 м высоты и 17 окнами, выходящими в сад. Всего в Версале имеется 2143 окна, 1252 камина и 67 лестниц, а количество картин, гравюр и мебели измеряется и вовсе десятками тысяч! В период расцвета эпохи правления Людовика XIV, дворцовые парки охватывали площадь 8300 гектаров, по всему периметру они были окружены оградой, в которой было устроено 22 роскошных проезда.
|
Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что в общем счете составляло 10 521 866,924 кг серебра или 456 млн. гульденов по 243 г серебра. Пересчет на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 млрд. евро. Исходя из покупательной способности тогдашнего гульдена как 80 евро, строительство обошлось в 37 миллиардов евро. Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро. Почти половина этой суммы израсходована на создание внутренней отделки. Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершенного в 1710 году.
|
|
Призвание любого дворянина, по замыслу Людовика XIV, не заговоры или борьба за независимость, а военная служба, летом и придворная – зимой. Поэтому «Король-солнце» то развлекал аристократов пышными баллами, осыпал достойных наградами, то требовал уплаты долга чести – кровью, пролитой на поле боя за Францию и короля. Повседневная жизнь Версаля протекала в строгом соответствии с правилами, установленными королем и придворным этикетом. Утреннее пробуждение, отход ко сну, ужин и прогулки его величества – все было поводом для церемоний.
|
Принудительное присутствие аристократии при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал или попадал в немилость, автоматически лишался всех привилегий. Дворяне, мечтавшие занять «лакомое» место в армии, получить должность при дворе или на государственной службе, выпросить пожизненную пенсию или награды, толкались, как школьники, в салонах Версаля, прогуливались по его аллеям, принимали участие в празднованиях и охоте и чуть ли не ежедневно друг перед другом доказывали верность монарху.
|
Во Франции времен Людовика Великого было 12 тыс. дворянских родов – это около 200 тысяч человек. Жизнь аристократов проходила среди мрамора, скульптур, позолоты, настенных росписей, дорогих тканей и еще более дорогой мебели. Впрочем, зимой жить в блестящем Версале аристократам было не очень уютно – многие камины в замке не действовали, не закрывались окна. Дворян, за исключением ближайшей королевской семьи, поселяли в узких комнатах под крышей дворца.
|
Весь фасад Версальского дворца со стороны сада занимает роскошная Зеркальная галерея, или Галерея Людовика XIV. В северном крыле дворца размещены Большие апартаменты короля, разделенные на семь салонов. В южном – покои первых дам. Парадный вход – через ворота из чугунной, украшенной золотом решетки, которую венчают королевский герб и корона.
|
Сначала туристы оказываются лицом к лицу с памятником «Королю-солнце» Людовику XIV. К нему сходятся три основных проспекта: с севера – авеню Сен-Клу, с юга – авеню де Со, посередине – Парижская авеню. Дворец имеет несколько входов: в северном и в южном крыле Версаля. Отдельно – для групповых экскурсий, для одиночных посетителей, а также для тех, у кого есть «музейная карта». Билеты продают внутри дворца – в кассах и автоматах, а посетителям выдаются аудиогиды.
|
Одна из наиболее впечатляющих частей дворца – Зеркальная галерея. В одной стороне – Салон войны, в противоположной – Салон мира. Кажется что еще буквально минута и навстречу выйдет сам «Король-солнце», а за ним и шумная толпа придворных, одетых в блестящую парчу, шелк и сверкающие бриллианты... Вдоль галереи расположены 17 окон, напротив каждого – зеркало. Поэтому, кажется, что стены куда-то исчезают. Взгляд снова и снова «перескакивает» с гигантских окон на зеркала, в которых отображается водная гладь бассейнов, разнообразные краски цветов и голубизна неба. Благодаря реставрации, которая затянулась на три года, Зеркальная галерея снова обрела свой сказочный вид. С помощью вакуумных технологий мастера освежили росписи на стенах, позолотили люстры и обновили мраморные стены. Стоимость работ составила 12 млн. евро.
|
Через стену, за Зеркальной галереей, расположена королевская спальня с парадным ложе под расшитым балдахином. Людовик XIV, чьим девизом было «Государство – это я», для личной жизни оставил себе лишь это совершенно небольшое пространство. Остальное время монарх отдавал королевству, его правление длилось дольше всех – 54 года.
|
После смерти Людовика XIV в 1715 году, пятилетний король Людовик XV, его двор, а также Регентский совет Филиппа Орлеанского вернулись в Париж. В 1722 году король и его двор вернулись в Версаль и первым проектом стало завершение Салона Геркулеса, сооружение которого было начато в последние годы правления Людовика XIV, но из-за смерти последнего закончено не было. Существенным вкладом Людовика XV в развитие Версаля признаны Малые апартаменты Короля; Покои Мадам, Покои Дофина и его супруги на первом этаже Дворца; а также личные покои Людовика XV — малые апартаменты Короля на втором этаже (позже перестроенные в апартаменты Мадам Дюбарри) и малые апартаменты Короля на третьем этаже — на втором и третьем этажах Дворца. Главным достижением Людовика XV в развитии Версаля стало завершение сооружения Зала Оперы и Дворца Малый Трианон. Единственным наследством Людовика XV в парках Версаля является завершение сооружения Бассейна Нептуна между 1738 и 1741 годами. В последние годы своего правления, Людовик XV, по совету архитектора Габриэля, начал реконструкцию фасадов внутренних дворов Дворца. По другому проекту, Дворец должен был получить классические фасады с городской стороны. Этот проект Людовика XV продолжался также все время правления Людовика XVI и был завершен только в ХХ веке.
|
Регулярный парк Версальского дворца, в классическом французском стиле – один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, а также многочисленные скульптуры представляют собой продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений, например, Малый Трианон, Большой Трианон, Французский павильон (салон для игр) и тому подобное.
|
Помимо тщательно подстриженных газонов и лужаек, скульптур и партеров цветов, по всей территории садов расположены фонтаны, которые обеспечивают уникальность садов Версаля. Фонтаны датируются эпохой Людовика XIV и в наши дни их работу обеспечивает гидросистема, которая была установлена еще в дореволюционной Франции. Ежегодно с конца весны по начало осени каждые выходные устраиваются грандиозные представления – Grandes Eaux или Праздник фонтанов – во время которых все фонтаны в парке работают в полную силу.
|
Большой Трианон (Le Grand Trianon, ранее Мраморный Трианон) – дворец на территории Версальского парка, сооружение которого король Людовик XIV поручил в 1687 году своему первому архитектору. Стены дворца снаружи облицованы розовым мрамором, откуда и произошло его изначальное название «Мраморный Трианон», подчеркивая различие с дворцовым павильоном «Фарфоровый Трианон», который находился на этом месте с 1670 по 1687 год, но перестал нравиться королю, из-за утратившей от непогоды вид фаянсовой облицовочной плитки, к тому же павильон напоминал закончившихся отношениях с мадам Монтеспан. Возведение Большого Трианона ознаменовало собой появление нового типа зданий – maison de plaisance, места, где монарх может, уже в силу размеров сооружения, отдохнуть от строгостей дворцового этикета в кругу немногочисленных приближенных.
|
В дворцово-парковый ансамбль «Большой Трианон» входит дворец, большой двор и садово-парковый комплекс с водоемами. При въезде в комплекс открывается большой двор, курдонёр (cour d'honneur), который окаймляется зданием, состоящим из двух крыльев, связанных между собой крытой галереей с колоннами и носящей название «Перистиль». Правое крыло продолжено другим, перпендикулярным к нему крылом – «Лесным флигелем Трианона». Задний фасад дворца выходит в регулярный парк с бассейнами.
|
В разное время, дворец Большого Трианона служил местом жительства или гостевой резиденцией для членов королевской семьи Франции и других стран, в числе которых были Людовик XIV, Петр I, а также Мария Лещинская – супруга короля Людовика XV. Впоследствии, в этом дворце размещались Президент Франции Шарль де Голль, а также главы зарубежных государств, посещавших Францию с официальными визитами, к примеру, Президент США Ричард Никсон в 1969 году и королева Великобритании Елизавета II в 1972 году.
|
Малый Трианон – небольшой дворец (château), расположенный на землях Версальского дворца во Франции. Спроектирован Анж-Жаком Габриэлем (Ange-Jacques Gabriel) по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762—1768 годах. Маркиза де Помпадур застала начало строительства дворца, но умерла за четыре года до его завершения, и дворец достался следующей фаворитке – графине Дюбарри. После восшествия на престол в 1774 году, 20-летний Людовик XVI передал дворец и прилегающий парк в качестве частной резиденции своей жене, 19-летней королеве Марии-Антуанетте, где она была полновластной хозяйкой и правительницей – даже королю не было сюда хода, если супруга не желала его видеть.
|
Дворец является прекрасным примером перехода от стиля рококо первой половины XVIII века к более сдержанному, но не менее элегантному классицизму, получившему развитие с 1760-х годов. Внешне «Малый Трианон» прост и элегантен, архитектурно выдержан, нет вычурных украшений периода барокко. Он представляет собой двухэтажный параллелепипед с пятью окнами на каждой боковой грани. Перистили из четырех колонн со стороны сада и внутреннего двора завершают картину.
|
В соответствии с теорией о необходимости возврата к «нетронутой природе» французского философа-гуманиста Жан-Жака Руссо, большой поклонницей которого была Мария-Антуанетта, моральные ценности ассоциировались с сельской простотой и добродетелью, поэтому в 1783-1785 годах королева, совместно с французским архитектором Ришар Миком (Richard Mique) воплотила в жизнь еще одну свою прихоть – в живописном уголке обновленного парка появилась очаровательная имитация деревни, названная Амо де ля Рен (Hameau de la Reine – «Деревня королевы»). Эта идиллическая декорация для пасторальных грез Марии-Антуанетты и ее приближенных состояла из 12 домиков: жилища королевы, будуара, бильярдной, мельницы, домика садовника, гумна, сыроварни, башни Мальбрука, на первом этаже которой находился рыбный цех, мельницы, птичника и фермы, расположенных на берегу живописной искусственной речки.
|
Венценосная хозяйка, переодевшись в платье пастушки, собственноручно ухаживала за цветами, растениями, фруктовыми деревьями, доила коз и двух коров –своих любимиц Бланшетту и Брюнету, которых каждый день тщательно купали и украшали разноцветными бантиками, дабы животиные не оскорбляли тонкий эстетический вкус хозяйки. На молочной ферме до сих пор можно увидеть чашки, сделанные по слепкам груди королевы, из которых она угощала гостей коровьим молоком. Над созданием образа прелестной патриархальной старины работали крестьянские девушки, которые во время визитов королевы должны были полоскать в ручье белье, напевая при этом незамысловатые народные мелодии. Однако за внешним деревенским обликом Амо де ля Рен скрывались роскошные интерьеры, полностью обеспечивавшие комфортное пребывание королевы и ее придворных дам.
|
|
|
Для конца XVIII века Амо де ля Рен была отнюдь не уникальным явлением. Похожие деревни имели принц Конде, герцоги Орлеанский и Шартрский, графиня Прованская и многие другие, но, перефразируя известную мудрость, «Что позволено быку, то не позволено Юпитеру». Богатые вельможи могли играть в сельскую жизнь на лоне природы, но французской королеве, предложившей крестьянам в отсутствие хлеба есть пирожные, народ не простил такого лицемерия. Многие историки сходятся на том, что именно Амо де ля Рен и слухи об отнюдь не пасторальных тамошних забавах королевы, стала последней каплей в чаше терпения простых французов. Печальный конец этой истории общеизвестен – Мария-Антуанетта была арестована, лишена короны, а затем и головы, но Амо де ля Рен, очаровательная игрушка легкомысленной королевы, сохранилась до наших дней в практически первозданном виде.
|
До Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. На сегодняшний день, Дворцово-парковый ансамбль Версаля является одним из самых посещаемых туристических объектов Франции, принимая в год свыше 6 миллионов посетителей.
|
|
С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII веке королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе договора, завершившего Войну за независимость США (1783 г.). В 1789 году работавшее в Версале Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В 1871 году, после поражения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, оккупированном германскими войсками, было провозглашено создание Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало так называемой Версальской системе – политической системе послевоенных международных отношений.
|
Адрес: Versailles, France (посмотреть на карте)
Время работы: Дворец с 9:00 до 18:30 (c апреля по октябрь) и с 9:00 до 17:30 (в остальное время года). Музей закрыт по понедельникам;
Дворец Большой Трианон и усадьба Марии-Антуанетты с 12:00 до 18:30 (c апреля по октябрь) и с 12:00 до 17:30 (в остальное время года). Закрыты по понедельникам;
В высокий сезон сад – ежедневно с 8:00 до 20:30, парк – ежедневно с 7:30 до 20:30; в низкий сезон сад и парк – с 8:00 до 18:00, ежедневно
Вход во дворец: 15€ для взрослых (включая аудио-гид), до 18 лет бесплатно
Станция RER: Versailles-Rive Gauche
Железнодорожная станция: Versailles-Chantiers или Versailles-Rive Droite
Сайт: www.chateauversailles.fr
|
|