МУЗЕЙ Д'ОРСЭ
Продолжительность: 3 часа
|
Крупнейшая коллекция импрессионизма – то, чем в первую очередь славен Музей д’Орсэ, один из самых посещаемых музеев французской столицы. Моне и Мане, воздушно-балеринный Дега, меланхоличный Лотрек, солнечный Ренуар, экзотичный Гоген – вот неполная часть его собраний. Впрочем, не одними живописными полотнами славен Музей д’Орсэ – его коллекции расположились в здании бывшего железнодорожного вокзала и прилегающего к нему отеля, так что интерьеры здесь не менее интересны, чем экспонаты.
|
Вокзал этот, построенный по проекту архитектора Виктора Лалу, открыт был в 1900 году к началу Всемирной выставки в Париже, чтобы разгрузить другие железнодорожные узлы Парижа и окрестностей в ожидании прибытия тысяч посетителей. Под застройку был выделен участок в самом центре столицы, на левом берегу Сены, напротив Лувра. Технологии использовались самые новаторские: д’Орсэ стал первым в мире электрифицированным вокзалом. После выставки, однако, интенсивность движения поездов здесь упала в разы, и к сороковым годам 20 века вокзал опустел. Пользовалась им железнодорожная компания «Париж – Орлеан». С 1939-го вокзал использовали только для пригородного сообщения. Потом вокзальный зал использовали для проведения аукционов, еще позднее в вокзале размещалась труппа театра «Орсэ-Рено-Барро». Когда всерьез заговорили о необходимости его сноса, однако за вокзал вступился сам Жорж Помпиду и в 1980 году началась работа по реконструкции д’Орсэ и превращению его в музей. Поводом к этому послужило еще и то, что фонды Лувра буквально ломились от невыставленных работ. Проблема заключалась в том, что в огромном, тридцать метров в высоту и сто сорок в длину, зале, который хотелось, во что бы то ни стало сберечь, требовалось отыскать множество стен и карнизов для полотен. Архитекторы укрепили зал продольной осью. Обустройство интерьера было поручено итальянцу Ауленти, и аскетическая строгость созданных им конструкций выгодно контрастировала с декоративной щедростью Виктора Лалу. Музей д’Орсэ открылся шестью годами позже – и сегодня является одним из самых популярных музеев Парижа с внушительным списком выставленных шедевров и массой интересных выставок.
|
История музейных фондов начинается с основанного в 1818 году Луи XVIII Музея Люксембурга, призванного представить на суд публики работы современников. По указу короля, по истечении десяти лет со смерти художника, чьи работы получили всемирное признание, его картины автоматически передавались в Музей Люксембурга. Позже коллекцию стали пополнять переданные в дар живописные полотна, приобретения на выставках и т. д. – и сегодня фонды насчитывают более 4000 произведений искусства.
|
NUANCE... Роскошная коллекция работ импрессионистов и постимпрессионистов – главная гордость Музея д’Орсэ. В числе шедевров — «Завтрак на траве» и «Олимпия» Эдуарда Мане, серия «Руанский собор» за авторством Клода Моне, «Бал в Мулен-де-ла-Галетт» Ренуара, «Цирк» Сера, автопортрет Ван Гога, работы Синьяка, Сислея, Тулуз-Лотрека, Дега, Коро, Курбе, Писсарро, Энгра и многих других.
|
В 80-е годы вокзал стал прекрасным музеем, и в него начали поступать коллекции. В первую очередь, из Лувра и его запасников, где картинам и скульптурам уже давно было тесно. Поступали такие шедевры, как «Олимпия» Эдуара Мане, «Руанский собор» Клода Моне, «Мельница» Ренуара, «Семья Беллелли» Эдгара Дега. Полностью перешли сюда коллекции музея «Зала для игры в мяч» в саду Тюильри, который пришлось закрыть из-за тесноты, поступило множество замечательных картин, которые долгое время приходилось держать в запасниках провинциальных музеев. Сюда поступили полотна из Нанта и Арраса, из парижского Дворца Токио (из числа картин, которые не были отобраны Центром Помпиду для Музея современного искусства). Потом последовали щедрые, бесценные вклады по завещаниям из частных коллекций собирателей живописи. Так из частных коллекций пришли картины Боннара, Редона, Сезанна, Ренуара, Гимара… Были куплены и работы знаменитых иностранных мастеров – Климта, Мюнха, Мондриана.
|
Живопись – не единственное, чем можно наслаждаться в д’Орсэ: коллекции скульптуры и декоративно-прикладного искусства здесь не менее выдающиеся. Непременно стоит обратить внимание на работы Родена (например, известную «Бронзовый век»), Камиллы Клодель («Зрелость») и великолепную скульптуру Дега «Маленькая танцовщица четырнадцати лет». Собрание предметов интерьера представлено резными стенными панелями из ценных пород дерева, коллекцией посуды, витражей и мебели.
|
Здесь представлены работы Жана-Батиста Карпо, чье имя так тесно связано с украшением театра Оперы и Лувра. Его, навеянный Данте сюжет «Юголен», был позднее развит Роденом. Скульптурами той эпохи занята практически вся центральная аллея первого этажа музея. Тут представлены залы портретов, галерея декоративного искусства – от древних римлян до нынешних знаменитых живописцев. В музее залы Моро и Дега, Мане и первые импрессионисты – знаменитый «Завтрак на траве», наделавший столько шума в кругах искуствоведов. Ранний Ренуар, ранний Клод Моне, Фантен-Латур, знаменитые частные собрания, такие как коллекции искусствоведа Моро-Нелатона. Так же в музее можно увидеть залы архитектуры и декоративного искусства конца века. Этажом выше можно увидеть снова Моне, Писсарро, Ренуара, Сислея, позднего Дега. В угловом зале – Жорж Сера и неоимпрессионисты, дальше зал Одилона Редона, зал Тулуз-Лотрека. Здесь есть так же картины Серова и мадам Львовой.
|
Музей Орсэ – это действительно истинное удовольствие для ненасытных глаз любителя живописи и скульптуры…
|
|
|